Boris Veksler/Аккордеонист - Борис Векслер. /Забытые имена. Колонка памяти.

20. ledna 2011 v 22:32 | © Михайло Севрук. Всі права застережені/Michal Sevruk



В декабре 2010 года исполнилось 80 лет со дня рождения Бориса Векслера- легенде
аккордеоновой школы второй половыны ХХ столетия. Читателям представляется памятный очерк об этом удивительном исполнителе-виртуозе, который оставил заметный вклад в истории развития украинской и российской аккордеоновой школы. Пусть творческий путь этого скромного труженика послужит примером и образцом для многих молодых начинающих музыкантов.

Борис Шаевич Векслер (8.12.1930-2004)-выдающийся аккордеoнист современности. Музыкант за призванием, как говорят от бога. В своей деятельности занимался концертным исполнительством, работая солистом Житомирской, Ровенской, Киевской и Московской филармонии а также ,,Москонцерта,,. Он является автором переложений и обработок произведений классического репертуара, джазового, латиноамериканской музыки, русских, еврейских, украинских, румынских и других народных песен. Он активно занимался композиторской деятельностью сочиния собственные произведения популярного репертуара. Но главноым в его творчестве всеже была исполнительская сольная и ансамблевая деятельность. Он развил современную акордеоновою школу, ввел новые способы интерпретации, обогатил аккардион новыми выразительными виртуозными приемами и свойствами, оставил значительный след в своих последователях по целом мире. Многие начинающие аккордеонисты его брали за эталон аккордеонового мастерства и говорили:,,Хочу научится играть как Борис Векслер,,Что еще к этому сказать.
Родился Борис Векслер в городе Житомире 8 декабря 1930 года. Житомир богат на музыкальные знаменитсти. Там родился знаменитый пианист современности Святослав Рихтер, композитор Борис Лятошинский, знаменитый польский пианист-виртуоз Игнаций Педеревский и многие известные дирижеры, композиторы и исполнители. С детских лет вращаясь в музыкальной среде Борис начинает обучаться в Житомирской муз. школе по классу скрипки и фортепиано. В 1947 году стает студентом Жтомирского музыкального училища по классу фагота и паралельно самостоятельно осваивает технику игры на аккордеоне, играя в разных ансамблях и оркестрах. В 1950 -53 годах Борис проходит воинскую службу в Московской области в г.Домодедoво, где вначале был музыкантом военного ансамбля, а потом на должности руководителя ансамбля. После службы в армии Борис Векслер работает солистом Житомирской обласной филармонии, а также играет со всевозможными инструментальными ансамблями Житомирской и Ровенской филармонии. В 1955 году Борис Векслер стает солистом Киевской филармонии. Сыграв на прослушивании увертюру М.И. Глинки к опере ,,Руслан и Людмила,, он решением атестационой коммисии и художественного совета филармонии был однозначно зачислен в штат солистов филармонии. Годы работы в Киевской филармонии принесли Борису Векслеру большую популярность. Он стает известным акордеонистом в Советском союзе, который не имеет конкуренции. Много разьезжая с гастольными поездками он становится любимцем публики. Вообще в начале ХХ столетия аккордеон в Европе был одним из самых популярных инструментов. Но в послевоенное время в особенности. Многие участники второй мировой войны возвращались из фронта, в качесте трофеев привозили домой аккордион. Этот недорогой и легкодоступный инструмент имеет большую популярность и сегодня.За годы работы в Киеве он много играет сольных произведений собственного сочинения и обработанных им произведений для аккордеона, а также в сопроваждении разных музыкальных ансамблей. В 1964 году он был зачислен на работу солистом концертной организации,,Москонцерт,,.В Москве он играет сольные программы в состваве инструментального триа, а также в разнообразных ансамблях и оркестрах. В этот период своего творчества Борис Векслер достигает найбольшего успеха, принимая
участие в концертами в известных московских концертных залах, а также в гастрольных турне в союзных республиках. Его часто транслируют по всесоюзному радио. Выходит несколько грамофонных пластинок из записями концертных произведений в его исполнении. В 1971 году Борис Векслер эмигровал из СССР. В разные периоды жизни проживал в Италии, Австрии, Израеле, Канаде и США. Свой жизненный путь окончил в США 2004 году где умирает в Нью-йорке. В своей жизни имя Бориса Векслера встречал много раз в общении с музыкантами. Но к своему стыду впервые это имя услышал от мальчика аккордеониста, которому давал частные уроки игры аккордеона, будучи студентом Киевской консерватории. В свое время я занимался в музшколе на аккордеоне и этот инструмент мне близок и сейчас.Узнав что я учился в Житомире он спросил меня :не учился ли я у Бориса Векслера знаменитого аккордиониста. Мне пришлось ответить правду,что я его имени совсем и не знаю. Обучаясь в консерватории в Киеве я стал более подробно интересоываться Борисом Векслером среди студентов и любитеоей музыки , но он в то время уже эмигровал из СССР и его помнили лишь старые музыканты и любители музыки. В то времяо эмигрантах старались не говорить. Это было табу. В далнейшем я узнал,что он музыкант -самоучка , но благодаря огромнейшему трудолюбию и таланту стал одним из известных аккродеонистов мира ХХ столетия. С детства Борис Векслер играя в разных оркестрах, а далее в филармрнических ансамблях и оркесирах, он приобрел практический жизненный опыт и изобрел свой способ, свою манеру игры на аккордеоне отличающийся большими виртуозностью и легкостью. Кроме того, что он был незаурядный исполнитель, о также сочинял собственную музыку и делал всевозможные переложенияи обработки для аккордеона, которые в последствии являлись основой и методическими пособиями для многих поколений учащихся музыкальных школ, музучилищ, институтов культуры и консерваторий. Его обработки изданы многократ и пользуются большим успехом.
Прослушав этого замечательного музыканта в концерте многие старались научиться играть как Борис Векслер, подражая его игре. Его творчество пользовалось большим успехом, а концерты собирали всегда полнй зал слушателей. Кроме этого он вел большую концертую деятельность и был гостем многих международных фестивалей . Его последователи продолжают путь начатый ним. После того как он прибыл в США, то обнаружил,что там аккордеон значительно меньше развит чем в Европе. Безусловно ему тоже пришлось пройти путь многих эмигрантов, работая в самых различных местах, не связанных с музыкой. Однако путеводной звездой всегда был аккордеон: в нем он всегда находил отдушину. Будучи уже несколько лет на пенсии Борис Векслер активно занимается концертной деятельностью, композицией и записью своих произведений а также собственных аранжировок и аккомпониментов к ним. Будучи в 1997 году на гастролях в США солисты ансамбля ,,Мюзет,, из Санкт-Петербурга Владимир Ушаков и Сеогей Лихачев познакомились в Нью-Йорке с Борисом Векслером. Именно из этого момента началась активна подготовка проекта публикации сочинений Бориса Векслера в России. Одновременно начался выпуск аудиокассет с записями выдающегося музыканта. В 2002 году в рамках издательской программы *S.P.M.E. Editions*,осуществляемой солистами Санкт-Петербуг Мюзет Ансамбля, вышла серия нотных сборников из восьми выпусков , посвященная творчеству Бориса Векслера.Аудиокассета с записями музыканта помимо собственной художественной ценности признана так же послужить иллюстративным материалом к нотному тексту сборников. В обращении к широкому кругу любителей аккордеона Владимир Ушаков как составитель сборников выражает надежду на возрождение былой популярности аккордеона в России и на восстановление в памяти народа имен исполнителей -бывших некогда весьма популярных и разбросаных ныне по всему миру-кумиров многих поколений.
В прелисловии к изданным сборникам в России Борис Векслер обращается к людям с которыми его обьединяют общие интересы, в основе которых лежит музыкальный инструмент под названием аккордеон.В своем обращении он говорит,,Я очень рад,что нашей армии аккордеонистов не убывает, и аккордеон продолжает оставаться на плаву.Для меня лично лестно,что спустя тридцать лет после моего отезда из Россиие меня еще помят,мои пьесы играют и издают на Родине.Я абсолютно убежден, что появляться новые таланты, сновыми музыкальными идеями, которые поднимут популярность нашего инструмента на более высокий уровень.

Да будет музыка!
Да будет аккордеон!
Борис Векслер.
/ США, Нью-Йорк
 

4 lidé ohodnotili tento článek.

Nový komentář

Přihlásit se
  Ještě nemáte vlastní web? Můžete si jej zdarma založit na Blog.cz.
 

Aktuální články

Reklama