Radek Baborak - РАДЕК БАБОРАК /1

14. února 2009 v 23:00 | M.Sevruk- Михайло Севрук
Прежде чем представить одного из ведущих валторнистов современности
Радка Баборака, хотел бы вкратце подать о нем информацию.


***


РАДЕК БАБОРАК родился 11 марта 1976 года в городе Пардубице. На валторне начал играть с восьми лет у профессора Крженка. В двенадцать лет стал абсолютным победителем конкурса чешского радио ,,Concertino Praga,,. А позже через три года, стал лауреатом и победителем международного конкурса ,,Пражская весна,,.От четырнадцати лет обучался в пражской консерватории в классе профессора Бедржиха Тылшара. Победил на престижном конкурсе в Женеве и на конкурсе АРД. В восемнадцать лет стал членом оркестра чешской филармонии. Место ему было предложено в виде исключения- без конкурса. После двух лет работы перешел на должность солиста -валторниста в оркестр Мюнхенской филармонии под управлением Джеймса Левина, где продолжал до 2000 года. В настоящее время солист- валторнист и единственный чех симфонического оркестра берлинской филармонии, который считается одним из наилучших оркестров мира. Записывает на студиях ЕМІ , Octavia Records , является автором проекта транскрипций произведений И.С. Баха. Как солист выступает совместно с дирижерами Баренбоймем, Озавою, Левиным и Раттлем.





Валторна - является одним из последних духовых инструментов, который композиторы начали применять в классической музыке. Если трубы и тромбоны употреблялись в средние века, валторна, как музыкальный инструмент начал применяеться лишь в 17 веке в творчестве Люлли, и очень быстро вошел в состав бароккного оркестра, откуда вытеснила тромбон. В Чехии валторна распространилась довольно быстро и ее внедрение можна проследить следующими путями: через графа Шпорка и мало исследованный путь через церковные организации.




Душа всех звезд.



Посколько
разговор идет только о музыке, следует вспомнить и о славном мировом футбольном клубе. И то, что для футбола представляет сейчас Реал Мадрид, тоже самое в мире серьезной музыки представляет Берлинский симфонический оркестр. А если же в нем играет, a к тому еще и ведет инструментальную секцию валторнист
Р
адек Баборак (34), это почти тоже самое, если бы какой-то чех играл за Реал Мадрид. Но за Реал Мадрид
ни один чех не играет. С чем связано то, что ваш инструмент так красиво сверкает на солнце?


Это смесь меди, мосажи и золота.




Откровенно говоря, много людей если произнести слово валторна (лесной рог), представляют охотника и галали( halali).



И в самом деле прдставляют верно. Предшественник валторны (лесного рога) -охотничий рог -непосредственно связан с охотой , а поэтому, во многих странах
западной Европы
существует глубокая сложившаяся традиция охотничьих товариществ и горнистов -
трубачей.


Играли ли вы когда-нибудь на охоте?



Играл во время охоты на лисицу, на так называeмом парфорсном роге, очень сильное впечатление, когда одновременно вступают восемь человек.



Наверное, это жалостливо бывает над
убитым зверем.




Возможно это и жалостливое, но боевое. Охотничий рог служит как сигнальный инструмент, его звук дает возможность загонщику установить, где находится зверь и что он должен делать в данную минуту.



Вы уже овладели весь классический репертуар для валторны? Наверное он не большой?


В целом я им овладел уже в четырнадцать лет. Это правда, что мы не имеем столько сольных произведений как фортепиано или скрипка, но имеем сонату Бетховена,четыре концерта Моцарта, трио Брамса, два концерта Рихарда Штрауса, а также Хиндемита или Бриттена.


Что является главным для вас в их интерпретации?


Я хочу играть так, чтобы слушатель имел впечатление, что на волторне играть легко, и
опровергнуть миф , что этот инструмент склонен играть с ошибками.




Но якобы вы их никогда не делаете?


Это неправда. Многие пассажи можно репетировать часами, и все же их не отрепетируете основательно. Большую роль играет в данном случае счастье.

Как функционирует этот удивительный инструмент?


На основе физикальных законов. Точно так заиграет труба из какого-нибудь материала, если она будет длиною в три с половиной метра. Возьму, например, поливной шланг для огорода такой же длины, и вставлю в него свой мундштук, я заиграю и на нем. Определенные звуки воспроизведу, но они не будут качественные, потому что это резина.





Почему 3,5 метра?


Уже в древние века , когда дули в роги зверей, обнаружили,что чем длиннее труба, тем
шире диапазон.То что валторна свернута не играет роли.




Не мешало б
ы вам отсутствие на огородном шланге клапанов?



Наши предки не имели возможност
и играть целую хроматическую гамму. Доказали найти всего пятнадцать звуков. Помогали таким образом, что корпус разными способами перекрывали при помощи руки. Дребезжало и жужжало, но все же смогли заиграть полутон. После изобретения вентилей, такие композиторы как Берлиоз и фон Вебер
ощущали недостаток именно этих специфически
х звуков и дальше предписывали натуральные валторны "naturhorny".



А когда вообще начали писать произведения для валторны?


Люлли, придворный композитор Людвика XIV, впервые применил в опере охотничьи фанфары. Во время сцены охоты, внезапно вступили сорок трубачей.Это было огромное шоу.



Существует нечто
такое, как чешская валторновая школа
?



Естественно. Существуют свидетельства о том, что валторны всегда были гордостью Чешской филармонии, и как говорил Шуманн валторновая секция является душойоркестра. Чешскую традицию заложил граф Шпорк, ему валторны понравились во Франции и он распорядился обучать на них своих подданых. Из этих музыкантов
впоследствии стали опытные исполнители, которые, как это нестранно, отошли в Германию , до Дрездена. Самым известным из них был Гампл. Его учеником, а позже знаменитым виртуозом, был Ян Вацлав Стих-Пунто, для которого писали концерты Бетховен и Моцарт.


Когда вы впервые встретились с валторной ?





В восемь лет.
Маленький ребенок и с валторной? Я не могу это представить.



Вначале я обучался на продольной флейте, но мой первый преподаватель Карел Крженек, валторнист, увидел что я имею узкую верхнюю губу и ровные зубы.Это был идеальный предпоклад.



Разве не каждый смог бы играть на ней?


Передние зубы не могут быть длиннее, и при давлении на них нарезалась бы ткань мышц, что способствовало бы боль.



Вам не было больно ?


Я занимался каждый день один час перед школой, а
после нее шел в музыкальную школу. Вечером играл в духовом оркестре, в квинтете или в ансамбле валторнистов, в котором мне было интереснее всего. В то время я побеждал почти во всех конкурсах. Иногда играл лучше, иногда хуже, но всегда играл лучше чем остальные.


И тогда вам стало ясно ,что это имеет смысл?


Разумеется я не мог представить, что буду профессиональным музыкантом. Как ребенок из Пардубиц, хотел стать хоккеистом, потому что в то время команда Тэсла выигрывала первенства, а к тому же там играли Янецкий, Шейба и Гашек.Однако, как другую возможность рассматривал специальности официанта или повара, потому что там не было математики. Приготовление пищи у меня осталось как хобби. Нравится мне такое несоответствие- долгое приготовление и быстрая ликвидация.


Будучи студентом вы , в виде исключения, без конкурса были зачислены в штат Чешской филармонии. Как вас приняли?


Хорошо, несмотря на то,что неоднократно оказывался в неприятных ситуациях, и везде
опаздывал. Было мне восемнадцать, а потому еще не мог себя организовать. Я не понимал почему, когда приду в костюмерную за пять минут перед концертом, все вокруг нервничают и ищут меня. Со временем мне стало ясно,что тогда я вообще не
должен был работать. Была то глупость. Необходимо было вначале доучиться, идти в Академию, а потом на курсы в США, и только потом искать место.


И все же какие -то выгоды наверное были ?



Были. Получал зарплату. Работал тогда в филармонии на полставки за четыре с половиной тысячи крон. А если присоединить сольные концерты, которые давал
два раза в месяц в Австрии и Германии, получалось довольно солидно. Скорее всего была то для меня потеха.



Для многих музыкантов Чешская филармония является вершиной карьеры.


Я очень хорошо понимаю их, но с такими людьми труднее всего договориться, потому что они спокойны с тем, чего достигли и обленились. Я самокритичный и пессимист. Когда с ними беседую, они не понимают, на что я жалуюсь. Но эта проблема не только у нас. После ухода из филармонии в 1996 году я был принят на работу в Мюнхенский оркестр, и там тоже было, в этом смысле, тяжело найти общую речь с местными музыкантами. Все они родились в Германии и счастливые, что получили работу, идут в банк брать гипотеку на большую квартиру или дом, покупают в кредит последнюю модель BMW и вполне удовлетворены тем, что останутся там работать на протяжении
тридцати лет, до самой пенсии.



В оркестре такого класса существует определенность
постоянного места работы ?
Разве нет прослушиваний?


Нет. Но за то там очень долгий испытательный срок.
В Берлине наибольший. Два года, и только потом человек получает контракт. Сейчас я имею договор до шестидесяти пяти лет.



Наполните этот договор?

 

6 lidí ohodnotilo tento článek.

Komentáře

1 Виталий Виталий | E-mail | 16. března 2010 v 18:49 | Reagovat

Большое спасибо за статью!Есть маленькие неточности перевода,но это не мешает,смысл беседы хорошо понятен.Очень интересные вопросы и не менее интересные ответы.

Nový komentář

Přihlásit se
  Ještě nemáte vlastní web? Můžete si jej zdarma založit na Blog.cz.
 

Aktuální články

Reklama