Baborak Radek-РАДЕК БАБОРАК /2

14. února 2009 v 22:58 | M.Sevruk
Наверное нет. Я не хочу ни уверенности, ни гипотеки. Не хочу жить в долг.

Вы женаты?


Имею двое детей. Но если у меня не будет денег буду скромнее.



Не имеете случайно большой дом и новый BMW?

BMW имею, но стар
ый и красивый. Долгами человек дает обязательства, и поэтому люди не протестуют, чтобы не оказаться в конфликтной ситуации, или быть разочарованными жизнью. Поэтому никто не рискует. Конечно, наилучшие исполнители могли бы идти преподавать и хорошо зарабатывать. Но таких мало.


Вы протестуете ?




Когда мне что-либо не нравится, встану и скажу об этом вслух.Чувствую, что это относится к репетиции. Большинство дирижеров думает, что лучше всего решать это
у него в кабинете, где он вас усадит в кресло, станет возле вас с партитурой и все вам обьяснит.


Почему вы ушли из оркестра Чешской филармонии?


В Праге у меня не было жилья. В то время главный дирижер Герд Албрехт пообещал мне квартиру, на Малой Стране(район Праги), которая осталась бы за мной до конца контракта.Через неделю после этого его уволили и поэтому я играл конкурс в Мюнхенский оркестр,чтобы обеспечить себя.



Как вы воспринимали Албрехта?


То что он был первый немец перед оркестром, и то что иногда рассказывал анекдоты о Русалке и Моей власти, в том действительно не было проблем. Это был посредственный дирижер. Думали ,что хуже быть не может, но потом получили еще хуже, а потом еще хуже.Это правда ,что рыба гниет с головы. Обычный музыкант мало что изменит, но главный дирижер должен быть личностью. Я имею представление о каком-нибудь молодом дирижере для чешской филармонии, каким был Симон Раттле в Бирмингейме, который из провинциального оркестра сделал коллектив мирового уровня. Он имел представление и смог это реализовать. Нельзя до бесконечности думать,что Чешская филармония является одним из самых лучших оркестров мира и Чехии. От этого
идет только нервозность: специфический звук Чешской филармонии исчезает, а преобладают посредственные концерты с посредственными дирижерами. Нет неталантливых музыкантов, но им кто-то должен вскружить голову.


Вы работаете за границей, какое мнение существует там о нашем главном оркестре?


Если речь идет о мнении, то оно положительное. Но все же наилучшие записи существуют еще с эры Анчерла, и возможно, некоторые еще с Вацлавом Нойманом.И это, пожалуй, все.

И все же в Японии оркестр имеет успех.


Япония это не показатель.Там может ехать каждый, ихний спрос очень огромный, от исполнения в музее игрушек, салонных оркестров и дамских коллективов, а
мы к тому еще и дешевые.



Они хотят от нас слышать музыку чешских композиторов, и думают, что мы исполняем наилучше.


Не думаю,что если кто-то играет 40 раз Новосветскую, так может играть ее с воодушевлением.


Говорят,что Чешская филармония является наилучшим оркестром в Чехии. Может случиться такое, что кто-то будет лучше?


Может случиться,что будет создан новый оркестр, или управлять ФОКом придет молодой дирижер и стряхнет пыль, как это сделал Иван Фишер в Будапеште.



Что он сделал?


Он стал перед оркестром филармонии и сказал, что от завтрашнего дня будете получать не двадцать, а шестьдесят тысяч в месяц, но все должны играть прослушивание. В определенном смысле- это был новый конкурс на каждое место в оркестре.Сорок процентов людей им не прошло.


Музыканты в Чешской филармонии все же получают мало.


Это правда.


Должны подрабатывать на стороне, записывать музыку для фильмов и тому
подобное.Это полезно?


Это абсолютно не полезно.



В чем заключается отличие Мюнхенской филармонии?



Отличается уже тем, что та капела имеет двенадцать тысяч абониментов. Это уже
предписывает ее статус. Главн
ыми являются концерты, а звукозаписи и гастроли являются второстепенными. Но и там я не вступил до идилии: два года оркестр был без главного дирижера, потом пришел Джеймс Левин, и ход оркестра обратился в направлении, которое мне не нравилось.


Что вам мешало?


Первоначально я шел в Мюнхен за предшествующим шефом Целибидахом, который был моим духовным учителем. Его идеи, касающиеся драматургии и иерархии композиторов, были мне близки. Я тоже консерватор. Неоднократно был в ситуации, когда имел проблемы с интендантом и со своей инструментальной группой. Я был
критический и говорил об этом вслух.


Владеете вы немецким?


Вначале вообще не понимал. Музыка является одной из редких специальностей, где человек может быть полностью глупым, но достаточно того, что хорошо играет. В каждой иной специальности знание языка необходимо.





Наверное слышал там такое, что мы немецкие музыканты, а кто есть лучше?


Не слышал. В большинстве случаев, лучшие немецкие оркестры, на пятьдесят процентов состоят из иностранцев.


Из Мюнхена вы перешли в Берлинскую филармонию. В современном понятии - это
какой -то Реал Мадрид в серьезной музыке.Это правда,что он является одним из наилучших оркестров мира?


Есть много великолепных оркестров, но Берлин имеет сложившуюся традицию главных дирижеров и отлично проработанный маркетинг. Обязывает престиж, выработанный во времена Караяна в послевоенный период.


И если Реал Мадрид не выиграет Лигу мистров, все же это команда звезд. Относится ли это и к Берлинской филармонии?


Что касается духовой секции - непременно. Можно определить и тем фактом, что многие исполнители производят записи для самых больших издательских фирм мира.



Как вы оказались в этом оркестре?


Однажды я играл там, а коллеги сказали:будет конкурс, играй!


Как он проходил?


Совершенно по-другому, чем например в Чешской филармонии.Там решает целый оркестр, а не художественный совет. Не играют за перегородкой анонимно, но в большом зале и публично голосует каждый, кто придет.



Сколько было желающих?


Я имел дикую карту и шел прямо к финалу. Были там исполнители из Ла Скала, из
Лондонского симфонического оркестра, из Хельсинского оркестра радио, Мюнхенской оперы. В финале нас было двенадцать, а на второй тур поступили три, в последнем туре остался я один.



Что вы думаете о главном дирижере Симоне Раттле (для непосвященных
муж Магдалены Коженой, чешской
певицы) ?



Очень своеобразный и часто итерпретирует все по- своему. Пытается искать что-то специфическое и новое, и мне кажется,что естественные вещи ставит на голову. В произведениях Бетховена, Брамса и Шуберта , которых я наибольше уважаю, часто с ним прихожу к столкновению.

Чем вы это аргументируете?


Убежден в том, что в каждом произведении есть свои величины, изменяемые и постоянные. Их нельзя менять. Например, темп меняется в зависимости от того, где исполняется. Если исполняется в зале с большим резонансом , берется темп медленнее, иначе был бы гуляш. Но фразы не могут меняться, они выходят прямо с музыкальной линии. Когда композитор хочет что-то иное,так он там обязательно напишет. Динамика может изменяться, а ритм не должен. Если в третьей симфонии Л. В. Бетховена в ,,Скерцо,, фанфара должна исполняться в духе характера охотничьих сигналов, Раттле думает,что дожна исполняться по -другому мягко и тихо. Но я хочу играть характерно как и должно быть. Есть такие мелочи, но...Хочу чтобы выходило с музыкальной логики произведения.


Уступил вам когда- нибудь Раттле?


Как главный дирижер он не может. Скажет мне просто: я бос Радек, сделай это.


Вообще, есть ли у вас время дискутировать о концепции произведений перед репетицией ?


Если вы думаете что так, как это делал когда-то Талих, звал музыкантов на дачу, на реку Бероунку, так нет. Расписание такое: понедельник, вторник репетиции, среда утром генеральная, а вечером концерт. Всегда среда, четверг и пятница концерты.


Как проходят репетиции?


Так как в американских оркестрах. В основном уже на первую репетицию исполнители приходят великолепно подготовлены. Иными словами, мало когда бывает, что кто-то еще не играл новое произведение.


Существуют какие-нибудь неписанные законы?


Если кто- то опоздает , нет там никаких штрафов, думал, что будет жеще. Меня также восхищает и то, что большинство членов оркестра
разговаривает на пяти, шести языках. Немецкий и английский разумеется само собою, а к ним придают еще один романский. Это есть основа.


Обращают внимание на единственного чеха в оркестре?


Вообще нет. Это настоящий Вавилон. Два солисты трубачи с Венгрии, это кое о чем говорит, рядом несколько скрипачей из Польши. Великолепный контрабасист из Египта . Есть там фины, американцы, японцы...Ударники все немцы, тромбонисты тоже.Те в основном из севера, где протестантские хоралы имели свои традиции еще во времена
Баха.


Кто в оркестре, кроме дирижера, является творческим исполнителем его неповторимого звука?


Однозначно это концертмейстеры групп. Они должны быть исключительные исполнители, которые имеют нечто больше и группа их должна респектовать. Должны ему быть равны, а главное никогда не идти против.


Это бывает?


Конечно, но это действительно плохая нарочитость. Правда, есть дирижеры, как Даниел Баренбойм, который слышит исключительно каждого исполнителя в группе, и даже когда играют в тутти . Ему ничего не уникнет.Он и в группе скрипок обнаружит тех, кто не играет с полной отдачей . Ведь он же гений.




В Берлине меняются наилучшие дирижеры мира. Кто вам симпатичен?



Баренбойм и Сердж Озава. Я их по -настоящему уважаю. Оба очень глубоко чувствуют
смысл музыки, хотя совершенно иные типы людей. Баренбойм может разгадать любой коллектив, является бескомпромиссным, дискуссия с ним невозможна, но к удивлению я с ним договорюсь. Озава другой, очень сочувствующий и человеческий. Оба при жизни стали легендами, а их вклад в трактовку произведений будет актуальным и через сто лет.


Каждый мировой оркестр, наверное, имеет свой аромат и звук?


Из записей безошибочно узнал бы несколько коллективов. В студии звукозаписи их звук обычно урезан и лишен своеобразности. Безошибочно можно узнать оркестр Венской филармонии, потому что применяет старые инструменты.


И наконец Реал Мадрид. Его игроки сказочно оплачиваемы...


Это так, я же отдаю четвертую часть зарплаты за квартплату, четвертую за телефон, остальное растрачиваю и живу относительно на высоком уровне. Все, что зарабатываю
отдельно камерной игрой и сольными концертами могу отложить
. Если бы остался в чешском оркестре из зарплаты мне бы ничего не оставалось, а жил бы с того,что зарабатывал подработками. С другой стороны, когда искал в Берлине квартиру,
мне мои друзья, два словаки, предложили одну очень красивую, потому что уезжали из города. Эта квартира была очень дорогая. Постой, удивлялись они, ведь ты играешь в местной филармонии. Но в конце выяснилось, что те начинающие юристы получают в два раза больше меня и все же уезжают в Мюнхен, где им предложили работу, оплачиваемую в два раза больше, чем перед тем.




Статья из журнала Reflex 39/2006


На русский язык перевел Михаил Севрук




 

4 lidé ohodnotili tento článek.

Komentáře

1 Тамара Кальчук Тамара Кальчук | E-mail | 18. dubna 2009 v 12:15 | Reagovat

К Михаилу Севруку.  Мой дед Михаил Севрук похоронен в с. Нова-Гута Житомирской. Имел 3 дочек Екатерину (моя мама 1925), Нину(была в плену), Ольгу(умерла в 1932). Бабушка то-ли с Красятич то-ли с Радомишля данных нет.
Вам это о чем -то говорит.

2 Михаил Михаил | 28. dubna 2009 v 8:39 | Reagovat

Была то когдато одна развлетленная семья,которая держалась вместе.Это точно знаю.И знаю ,что почти все рода Севруков были преследуемые  как росийським царизмом ,так и советской влвстью.Высылки и разкулачивание за советов.За царей изгнание из земель и лишение шляхетских титулов.Много имений кде проживали ,,севрюки, было розорено и сожжено уже при И.Грозном,Петре 1 и др. на Белгородщине ,в Рязанских землях,Украине,Белоруссии.

Nový komentář

Přihlásit se
  Ještě nemáte vlastní web? Můžete si jej zdarma založit na Blog.cz.
 

Aktuální články

Reklama