Únor 2009

Radek Baborak - РАДЕК БАБОРАК /1

14. února 2009 v 23:00 | M.Sevruk- Михайло Севрук
Прежде чем представить одного из ведущих валторнистов современности
Радка Баборака, хотел бы вкратце подать о нем информацию.


***


РАДЕК БАБОРАК родился 11 марта 1976 года в городе Пардубице. На валторне начал играть с восьми лет у профессора Крженка. В двенадцать лет стал абсолютным победителем конкурса чешского радио ,,Concertino Praga,,. А позже через три года, стал лауреатом и победителем международного конкурса ,,Пражская весна,,.От четырнадцати лет обучался в пражской консерватории в классе профессора Бедржиха Тылшара. Победил на престижном конкурсе в Женеве и на конкурсе АРД. В восемнадцать лет стал членом оркестра чешской филармонии. Место ему было предложено в виде исключения- без конкурса. После двух лет работы перешел на должность солиста -валторниста в оркестр Мюнхенской филармонии под управлением Джеймса Левина, где продолжал до 2000 года. В настоящее время солист- валторнист и единственный чех симфонического оркестра берлинской филармонии, который считается одним из наилучших оркестров мира. Записывает на студиях ЕМІ , Octavia Records , является автором проекта транскрипций произведений И.С. Баха. Как солист выступает совместно с дирижерами Баренбоймем, Озавою, Левиным и Раттлем.





Валторна - является одним из последних духовых инструментов, который композиторы начали применять в классической музыке. Если трубы и тромбоны употреблялись в средние века, валторна, как музыкальный инструмент начал применяеться лишь в 17 веке в творчестве Люлли, и очень быстро вошел в состав бароккного оркестра, откуда вытеснила тромбон. В Чехии валторна распространилась довольно быстро и ее внедрение можна проследить следующими путями: через графа Шпорка и мало исследованный путь через церковные организации.




Душа всех звезд.



Посколько
разговор идет только о музыке, следует вспомнить и о славном мировом футбольном клубе. И то, что для футбола представляет сейчас Реал Мадрид, тоже самое в мире серьезной музыки представляет Берлинский симфонический оркестр. А если же в нем играет, a к тому еще и ведет инструментальную секцию валторнист
Р
адек Баборак (34), это почти тоже самое, если бы какой-то чех играл за Реал Мадрид. Но за Реал Мадрид
ни один чех не играет. С чем связано то, что ваш инструмент так красиво сверкает на солнце?


Это смесь меди, мосажи и золота.




Откровенно говоря, много людей если произнести слово валторна (лесной рог), представляют охотника и галали( halali).



И в самом деле прдставляют верно. Предшественник валторны (лесного рога) -охотничий рог -непосредственно связан с охотой , а поэтому, во многих странах
западной Европы
существует глубокая сложившаяся традиция охотничьих товариществ и горнистов -
трубачей.


Играли ли вы когда-нибудь на охоте?



Играл во время охоты на лисицу, на так называeмом парфорсном роге, очень сильное впечатление, когда одновременно вступают восемь человек.



Наверное, это жалостливо бывает над
убитым зверем.




Возможно это и жалостливое, но боевое. Охотничий рог служит как сигнальный инструмент, его звук дает возможность загонщику установить, где находится зверь и что он должен делать в данную минуту.



Вы уже овладели весь классический репертуар для валторны? Наверное он не большой?


В целом я им овладел уже в четырнадцать лет. Это правда, что мы не имеем столько сольных произведений как фортепиано или скрипка, но имеем сонату Бетховена,четыре концерта Моцарта, трио Брамса, два концерта Рихарда Штрауса, а также Хиндемита или Бриттена.


Что является главным для вас в их интерпретации?


Я хочу играть так, чтобы слушатель имел впечатление, что на волторне играть легко, и
опровергнуть миф , что этот инструмент склонен играть с ошибками.




Но якобы вы их никогда не делаете?


Это неправда. Многие пассажи можно репетировать часами, и все же их не отрепетируете основательно. Большую роль играет в данном случае счастье.

Как функционирует этот удивительный инструмент?


На основе физикальных законов. Точно так заиграет труба из какого-нибудь материала, если она будет длиною в три с половиной метра. Возьму, например, поливной шланг для огорода такой же длины, и вставлю в него свой мундштук, я заиграю и на нем. Определенные звуки воспроизведу, но они не будут качественные, потому что это резина.





Почему 3,5 метра?


Уже в древние века , когда дули в роги зверей, обнаружили,что чем длиннее труба, тем
шире диапазон.То что валторна свернута не играет роли.




Не мешало б
ы вам отсутствие на огородном шланге клапанов?



Наши предки не имели возможност
и играть целую хроматическую гамму. Доказали найти всего пятнадцать звуков. Помогали таким образом, что корпус разными способами перекрывали при помощи руки. Дребезжало и жужжало, но все же смогли заиграть полутон. После изобретения вентилей, такие композиторы как Берлиоз и фон Вебер
ощущали недостаток именно этих специфически
х звуков и дальше предписывали натуральные валторны "naturhorny".



А когда вообще начали писать произведения для валторны?


Люлли, придворный композитор Людвика XIV, впервые применил в опере охотничьи фанфары. Во время сцены охоты, внезапно вступили сорок трубачей.Это было огромное шоу.



Существует нечто
такое, как чешская валторновая школа
?



Естественно. Существуют свидетельства о том, что валторны всегда были гордостью Чешской филармонии, и как говорил Шуманн валторновая секция является душойоркестра. Чешскую традицию заложил граф Шпорк, ему валторны понравились во Франции и он распорядился обучать на них своих подданых. Из этих музыкантов
впоследствии стали опытные исполнители, которые, как это нестранно, отошли в Германию , до Дрездена. Самым известным из них был Гампл. Его учеником, а позже знаменитым виртуозом, был Ян Вацлав Стих-Пунто, для которого писали концерты Бетховен и Моцарт.


Когда вы впервые встретились с валторной ?





В восемь лет.
Маленький ребенок и с валторной? Я не могу это представить.



Вначале я обучался на продольной флейте, но мой первый преподаватель Карел Крженек, валторнист, увидел что я имею узкую верхнюю губу и ровные зубы.Это был идеальный предпоклад.



Разве не каждый смог бы играть на ней?


Передние зубы не могут быть длиннее, и при давлении на них нарезалась бы ткань мышц, что способствовало бы боль.



Вам не было больно ?


Я занимался каждый день один час перед школой, а
после нее шел в музыкальную школу. Вечером играл в духовом оркестре, в квинтете или в ансамбле валторнистов, в котором мне было интереснее всего. В то время я побеждал почти во всех конкурсах. Иногда играл лучше, иногда хуже, но всегда играл лучше чем остальные.


И тогда вам стало ясно ,что это имеет смысл?


Разумеется я не мог представить, что буду профессиональным музыкантом. Как ребенок из Пардубиц, хотел стать хоккеистом, потому что в то время команда Тэсла выигрывала первенства, а к тому же там играли Янецкий, Шейба и Гашек.Однако, как другую возможность рассматривал специальности официанта или повара, потому что там не было математики. Приготовление пищи у меня осталось как хобби. Нравится мне такое несоответствие- долгое приготовление и быстрая ликвидация.


Будучи студентом вы , в виде исключения, без конкурса были зачислены в штат Чешской филармонии. Как вас приняли?


Хорошо, несмотря на то,что неоднократно оказывался в неприятных ситуациях, и везде
опаздывал. Было мне восемнадцать, а потому еще не мог себя организовать. Я не понимал почему, когда приду в костюмерную за пять минут перед концертом, все вокруг нервничают и ищут меня. Со временем мне стало ясно,что тогда я вообще не
должен был работать. Была то глупость. Необходимо было вначале доучиться, идти в Академию, а потом на курсы в США, и только потом искать место.


И все же какие -то выгоды наверное были ?



Были. Получал зарплату. Работал тогда в филармонии на полставки за четыре с половиной тысячи крон. А если присоединить сольные концерты, которые давал
два раза в месяц в Австрии и Германии, получалось довольно солидно. Скорее всего была то для меня потеха.



Для многих музыкантов Чешская филармония является вершиной карьеры.


Я очень хорошо понимаю их, но с такими людьми труднее всего договориться, потому что они спокойны с тем, чего достигли и обленились. Я самокритичный и пессимист. Когда с ними беседую, они не понимают, на что я жалуюсь. Но эта проблема не только у нас. После ухода из филармонии в 1996 году я был принят на работу в Мюнхенский оркестр, и там тоже было, в этом смысле, тяжело найти общую речь с местными музыкантами. Все они родились в Германии и счастливые, что получили работу, идут в банк брать гипотеку на большую квартиру или дом, покупают в кредит последнюю модель BMW и вполне удовлетворены тем, что останутся там работать на протяжении
тридцати лет, до самой пенсии.



В оркестре такого класса существует определенность
постоянного места работы ?
Разве нет прослушиваний?


Нет. Но за то там очень долгий испытательный срок.
В Берлине наибольший. Два года, и только потом человек получает контракт. Сейчас я имею договор до шестидесяти пяти лет.



Наполните этот договор?


Baborak Radek-РАДЕК БАБОРАК /2

14. února 2009 v 22:58 | M.Sevruk
Наверное нет. Я не хочу ни уверенности, ни гипотеки. Не хочу жить в долг.

Вы женаты?


Имею двое детей. Но если у меня не будет денег буду скромнее.



Не имеете случайно большой дом и новый BMW?

BMW имею, но стар
ый и красивый. Долгами человек дает обязательства, и поэтому люди не протестуют, чтобы не оказаться в конфликтной ситуации, или быть разочарованными жизнью. Поэтому никто не рискует. Конечно, наилучшие исполнители могли бы идти преподавать и хорошо зарабатывать. Но таких мало.


Вы протестуете ?




Когда мне что-либо не нравится, встану и скажу об этом вслух.Чувствую, что это относится к репетиции. Большинство дирижеров думает, что лучше всего решать это
у него в кабинете, где он вас усадит в кресло, станет возле вас с партитурой и все вам обьяснит.


Почему вы ушли из оркестра Чешской филармонии?


В Праге у меня не было жилья. В то время главный дирижер Герд Албрехт пообещал мне квартиру, на Малой Стране(район Праги), которая осталась бы за мной до конца контракта.Через неделю после этого его уволили и поэтому я играл конкурс в Мюнхенский оркестр,чтобы обеспечить себя.



Как вы воспринимали Албрехта?


То что он был первый немец перед оркестром, и то что иногда рассказывал анекдоты о Русалке и Моей власти, в том действительно не было проблем. Это был посредственный дирижер. Думали ,что хуже быть не может, но потом получили еще хуже, а потом еще хуже.Это правда ,что рыба гниет с головы. Обычный музыкант мало что изменит, но главный дирижер должен быть личностью. Я имею представление о каком-нибудь молодом дирижере для чешской филармонии, каким был Симон Раттле в Бирмингейме, который из провинциального оркестра сделал коллектив мирового уровня. Он имел представление и смог это реализовать. Нельзя до бесконечности думать,что Чешская филармония является одним из самых лучших оркестров мира и Чехии. От этого
идет только нервозность: специфический звук Чешской филармонии исчезает, а преобладают посредственные концерты с посредственными дирижерами. Нет неталантливых музыкантов, но им кто-то должен вскружить голову.


Вы работаете за границей, какое мнение существует там о нашем главном оркестре?


Если речь идет о мнении, то оно положительное. Но все же наилучшие записи существуют еще с эры Анчерла, и возможно, некоторые еще с Вацлавом Нойманом.И это, пожалуй, все.

И все же в Японии оркестр имеет успех.


Япония это не показатель.Там может ехать каждый, ихний спрос очень огромный, от исполнения в музее игрушек, салонных оркестров и дамских коллективов, а
мы к тому еще и дешевые.



Они хотят от нас слышать музыку чешских композиторов, и думают, что мы исполняем наилучше.


Не думаю,что если кто-то играет 40 раз Новосветскую, так может играть ее с воодушевлением.


Говорят,что Чешская филармония является наилучшим оркестром в Чехии. Может случиться такое, что кто-то будет лучше?


Может случиться,что будет создан новый оркестр, или управлять ФОКом придет молодой дирижер и стряхнет пыль, как это сделал Иван Фишер в Будапеште.



Что он сделал?


Он стал перед оркестром филармонии и сказал, что от завтрашнего дня будете получать не двадцать, а шестьдесят тысяч в месяц, но все должны играть прослушивание. В определенном смысле- это был новый конкурс на каждое место в оркестре.Сорок процентов людей им не прошло.


Музыканты в Чешской филармонии все же получают мало.


Это правда.


Должны подрабатывать на стороне, записывать музыку для фильмов и тому
подобное.Это полезно?


Это абсолютно не полезно.



В чем заключается отличие Мюнхенской филармонии?



Отличается уже тем, что та капела имеет двенадцать тысяч абониментов. Это уже
предписывает ее статус. Главн
ыми являются концерты, а звукозаписи и гастроли являются второстепенными. Но и там я не вступил до идилии: два года оркестр был без главного дирижера, потом пришел Джеймс Левин, и ход оркестра обратился в направлении, которое мне не нравилось.


Что вам мешало?


Первоначально я шел в Мюнхен за предшествующим шефом Целибидахом, который был моим духовным учителем. Его идеи, касающиеся драматургии и иерархии композиторов, были мне близки. Я тоже консерватор. Неоднократно был в ситуации, когда имел проблемы с интендантом и со своей инструментальной группой. Я был
критический и говорил об этом вслух.


Владеете вы немецким?


Вначале вообще не понимал. Музыка является одной из редких специальностей, где человек может быть полностью глупым, но достаточно того, что хорошо играет. В каждой иной специальности знание языка необходимо.





Наверное слышал там такое, что мы немецкие музыканты, а кто есть лучше?


Не слышал. В большинстве случаев, лучшие немецкие оркестры, на пятьдесят процентов состоят из иностранцев.


Из Мюнхена вы перешли в Берлинскую филармонию. В современном понятии - это
какой -то Реал Мадрид в серьезной музыке.Это правда,что он является одним из наилучших оркестров мира?


Есть много великолепных оркестров, но Берлин имеет сложившуюся традицию главных дирижеров и отлично проработанный маркетинг. Обязывает престиж, выработанный во времена Караяна в послевоенный период.


И если Реал Мадрид не выиграет Лигу мистров, все же это команда звезд. Относится ли это и к Берлинской филармонии?


Что касается духовой секции - непременно. Можно определить и тем фактом, что многие исполнители производят записи для самых больших издательских фирм мира.



Как вы оказались в этом оркестре?


Однажды я играл там, а коллеги сказали:будет конкурс, играй!


Как он проходил?


Совершенно по-другому, чем например в Чешской филармонии.Там решает целый оркестр, а не художественный совет. Не играют за перегородкой анонимно, но в большом зале и публично голосует каждый, кто придет.



Сколько было желающих?


Я имел дикую карту и шел прямо к финалу. Были там исполнители из Ла Скала, из
Лондонского симфонического оркестра, из Хельсинского оркестра радио, Мюнхенской оперы. В финале нас было двенадцать, а на второй тур поступили три, в последнем туре остался я один.



Что вы думаете о главном дирижере Симоне Раттле (для непосвященных
муж Магдалены Коженой, чешской
певицы) ?



Очень своеобразный и часто итерпретирует все по- своему. Пытается искать что-то специфическое и новое, и мне кажется,что естественные вещи ставит на голову. В произведениях Бетховена, Брамса и Шуберта , которых я наибольше уважаю, часто с ним прихожу к столкновению.

Чем вы это аргументируете?


Убежден в том, что в каждом произведении есть свои величины, изменяемые и постоянные. Их нельзя менять. Например, темп меняется в зависимости от того, где исполняется. Если исполняется в зале с большим резонансом , берется темп медленнее, иначе был бы гуляш. Но фразы не могут меняться, они выходят прямо с музыкальной линии. Когда композитор хочет что-то иное,так он там обязательно напишет. Динамика может изменяться, а ритм не должен. Если в третьей симфонии Л. В. Бетховена в ,,Скерцо,, фанфара должна исполняться в духе характера охотничьих сигналов, Раттле думает,что дожна исполняться по -другому мягко и тихо. Но я хочу играть характерно как и должно быть. Есть такие мелочи, но...Хочу чтобы выходило с музыкальной логики произведения.


Уступил вам когда- нибудь Раттле?


Как главный дирижер он не может. Скажет мне просто: я бос Радек, сделай это.


Вообще, есть ли у вас время дискутировать о концепции произведений перед репетицией ?


Если вы думаете что так, как это делал когда-то Талих, звал музыкантов на дачу, на реку Бероунку, так нет. Расписание такое: понедельник, вторник репетиции, среда утром генеральная, а вечером концерт. Всегда среда, четверг и пятница концерты.


Как проходят репетиции?


Так как в американских оркестрах. В основном уже на первую репетицию исполнители приходят великолепно подготовлены. Иными словами, мало когда бывает, что кто-то еще не играл новое произведение.


Существуют какие-нибудь неписанные законы?


Если кто- то опоздает , нет там никаких штрафов, думал, что будет жеще. Меня также восхищает и то, что большинство членов оркестра
разговаривает на пяти, шести языках. Немецкий и английский разумеется само собою, а к ним придают еще один романский. Это есть основа.


Обращают внимание на единственного чеха в оркестре?


Вообще нет. Это настоящий Вавилон. Два солисты трубачи с Венгрии, это кое о чем говорит, рядом несколько скрипачей из Польши. Великолепный контрабасист из Египта . Есть там фины, американцы, японцы...Ударники все немцы, тромбонисты тоже.Те в основном из севера, где протестантские хоралы имели свои традиции еще во времена
Баха.


Кто в оркестре, кроме дирижера, является творческим исполнителем его неповторимого звука?


Однозначно это концертмейстеры групп. Они должны быть исключительные исполнители, которые имеют нечто больше и группа их должна респектовать. Должны ему быть равны, а главное никогда не идти против.


Это бывает?


Конечно, но это действительно плохая нарочитость. Правда, есть дирижеры, как Даниел Баренбойм, который слышит исключительно каждого исполнителя в группе, и даже когда играют в тутти . Ему ничего не уникнет.Он и в группе скрипок обнаружит тех, кто не играет с полной отдачей . Ведь он же гений.




В Берлине меняются наилучшие дирижеры мира. Кто вам симпатичен?



Баренбойм и Сердж Озава. Я их по -настоящему уважаю. Оба очень глубоко чувствуют
смысл музыки, хотя совершенно иные типы людей. Баренбойм может разгадать любой коллектив, является бескомпромиссным, дискуссия с ним невозможна, но к удивлению я с ним договорюсь. Озава другой, очень сочувствующий и человеческий. Оба при жизни стали легендами, а их вклад в трактовку произведений будет актуальным и через сто лет.


Каждый мировой оркестр, наверное, имеет свой аромат и звук?


Из записей безошибочно узнал бы несколько коллективов. В студии звукозаписи их звук обычно урезан и лишен своеобразности. Безошибочно можно узнать оркестр Венской филармонии, потому что применяет старые инструменты.


И наконец Реал Мадрид. Его игроки сказочно оплачиваемы...


Это так, я же отдаю четвертую часть зарплаты за квартплату, четвертую за телефон, остальное растрачиваю и живу относительно на высоком уровне. Все, что зарабатываю
отдельно камерной игрой и сольными концертами могу отложить
. Если бы остался в чешском оркестре из зарплаты мне бы ничего не оставалось, а жил бы с того,что зарабатывал подработками. С другой стороны, когда искал в Берлине квартиру,
мне мои друзья, два словаки, предложили одну очень красивую, потому что уезжали из города. Эта квартира была очень дорогая. Постой, удивлялись они, ведь ты играешь в местной филармонии. Но в конце выяснилось, что те начинающие юристы получают в два раза больше меня и все же уезжают в Мюнхен, где им предложили работу, оплачиваемую в два раза больше, чем перед тем.




Статья из журнала Reflex 39/2006


На русский язык перевел Михаил Севрук