Červen 2008

Віталій Штейнгольц

19. června 2008 v 18:46 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Віталій Штейнгольц - український баяніст, диригент, педагог, аранжувальник , керівник Полісських фольклорних ансамблів у м.Рівне.
Народився В.Штейнгольц у 1955 році в місті Новоград-Волинський Житомирської області. Після закінчення музичної студії при міському будинку культури по класу баяну в 1970 році поступив до Житомирського музичного училища ім.В.С.Косенко . Паралельно з баяном в музучилищі вивчав диригування . Курс, на якому навчався Віталій, складався з обдарованих юнаків. Майже всі , після музучилища стали студентами вищих учбових закладів України і СРСР.Роки навчання в училищі були плідними і Віталій майстерно опанував музичне солове виконання, а також практичну гру , диригування і працю з оркестром. В 1974 році, склавши вступні екзамени, був зарахований до Рівенського Інституту культури.В студентські роки, Віталій здоконалюючи свою виконавську майстерність, плідно співпрацює з різними музичними колективами Рівенщини.
В Рiвному Віталій Штейнгольц прожив з 1974 р. по 1998 рік, де керував різноманітними колективами , акомпонував на баяні як артист ансамблю в хореографiчних колективах, аранжував народну музику. Протягом 12 рокiв був керівником дитячого ансамблю народного танцю. Паралельно був диригентом і керівником оркестру при цьому ансамблі. Багато років керував оркестром ансамблю "Зоря" Рiвненськоi обласноi фiлармонii. Багате і наповнене було творче гастрольне життя.Колектив побував з концетами майже у всіх куточках СРСР.
Про творчий здобуток Віталія Штейнгольца з в певністю можна констатувати , що його музична кар'éра склалася вдало , була досить плідною і наповненою.
Після переїзду до США в 1998 році Віталій навчався у одному з коледжів Нью-Йорку, де вивчав програматорську інформаційну справу.Після закінчення коледжу проживає і працює програмістом. в місті Канзас Сіті.
Характеризуючи Віталія Штейнгольця як людину, музиканта , колегу по музучилищі і гуртожитку, треба зазначити , що був він досить відповідальним і цілеспрямованим. Шанував людей і сам був авторитетом серед колег і педагогів. Памятаю його першокурсником, малим хлопчиськом, який був досить контактний, відвертий і доброзичливий.Його головні ознаки були працьовитість, сполегливість і звичайно велике розуміння гумору.Пройшло багато літ , як студенти Житомирського музучилища ім В.С. Косенка розлетілись у всі кінці світу.На їх мсце вже багато років приходять нові молоді студенти.Училище відзначило 100 років від свого заснування , але особисті спогади про колег -студенів завжди будуть у наших серцях доброю згадкою про найкращі молоді роки.

Ігор Блажков

15. června 2008 v 11:51 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
'''Ігор Блажков''' *1936-видатний український диригент, народний артист України, публіцист, вчений, закінчив Київську консерваторію ім.П.І.Чайковського, лауреат республіканського конкурсу диригентів, в різні періоди свого життя працював диригентом провідних оркестрівМоскви, Ленінграду, Києва . Від2000 року проживає в Німеччині.
'''Ігор Блажков''' народився в Києві. Навчасвя у музичній школі і київському музичному училищі ім.Р.М. Глієра. В 1954 році поступив на диригентський факультет Київської консерваторії ім.П.І.Чайковського в клас А.І.Клімова. В студентські роки займається ативною пропагацією творів І.Стравинського. Вперше дебютував в одному із концертів молодих диригентів у Києві 1961р., виконуючи твір «Жар - птиця». В студентські роки (1958) почав працювати диригентом Державного симфонічного оркестру України.
У 1962 році, після закінчення консерваторії, на запрошення Г.Рождєствєнського переїзджає до Ленінграду де працює з оркестром у підготовці творів І.Стравинського перед його приїздом до СРСР.
В1963 році Ігор Блажков був запрошений диргентом симфонічного оркестру Ленінградської філармонії під кервіництвом Є.Мравинського (1963-68).
Після звільнення з праці у Ленінградській філармонії 1968р. за « ворожнечу ідеологію» та розповсюдження і виконання творів, так званої «авангадистської» музики, І.Блажков повеpтається до Києва де працює в різні роки аж до свого відїзду до Німеччини 2000 гастрольним диригентом Укрконцерту , диригентом оркестру Київська камерата, головним диригентом Державного симфонічного оркестру України, диригеном оркестру Перпетуум мобіле.Твори , автори яких він виконував у 60 роки були заборонені, і вже тепер являються класикою ХХ століття :Ноно , Шьонберг, Веберн , Варез, Айвз, Шнітке , Волконський, Денісов, Сильвестров, Грабовський.
З 1969-1978 р.Ігор Блажков співпрацює з Київським камерним оркестром.Це був яскравий період у творчості оркестру. Він як людина енциклопедичних знань, справжній дослідник музики, створював цікаві програми, знайомлячи київську публіку з геніальними творами камерного жанру І.Стравінського, В.Сильвестрова, М.Станковича.
Більше ніж 40 років Ігор Блажков займається творчою та науковою працею. Досліджує та пропогує творчість малодосліджених авторів старовинної музики, а також популяризує сучасних композиторів України і зарубіжжя:Стравинського, Шостаковича,Грабовського, Сильвестрова, Шнітке, Денісова , Єшпая, Станковича, Дичко , Карабця та інш. Останні роки займається архівною та науковою працею а зокрема , розшифровкою і реставрацією нотних рукописів знайдених у збірці творів аббата Сантіні, а також нотною коллекцією князівЮсупових. Це невідомі в Росії і на Україні твори Кариссіні, Дуранте, Йомеллі, Рамо , Куперената інш.
Багато років працював з архівом збірки творів і рукописів та книг Берлінської півчої академії.
За роки творчої праці Ігорем Блажковим був накопичений величезний репертуар.Їм було записано більше ніж 40 грамплатівок.Багато років співпрацював з кіностудією ім О.Довженка , де під його керівництвом було записано музику до багатьох фільмв.Має великий вклад у створенні на українському радіо фондових записів. Окрім сучасної музики,у своїх концертах виконує музику бароко , маловідомих і не відомих авторів, твори які стали світовими премєрами.

Разговор с гобоистом участником ММК «Пражская весна -2008» Михаилом Журавлевым

6. června 2008 v 10:05 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Разговор с гобоистом участником ММК «Пражская весна -2008» Михаилом Журавлевым.
М.Журавлев - российский гобоист - лауреат I премии в категории гобой III Международного конкурса "Виртуозы Москвы XXI века", г. Москва 1999 год,
студент консерватории в Женеве.На конкурсных выступлениях І и ІІ тура показал себя как исполнитель высочайшего уровня.Обладает красивым звуком и виртуозной техникой.Его исполнение глубоко осмысленны и имеют доконченную форму.При исполнении романса Р.Шумана на первом туре в полной мере раскрыл природу звучания гобоя.Мастерски показал певучесть инструмента. .Обладает гибкой фразой, огромной динамикой и музыкаленостью.При официальном заключении жюри конкурса Михаил Журавлев занимает 8 позицию в категории гобой.
Беседы проводились после первого и второго тура.
1.Михаил Севрук -Михаил ,ты только-что сыграл первый тур конкурса ,и на мой взгляд,твое исполнение было одним из лучших. Какое твое впечатление от конкурса?
Михаил Журавлев- Мне трудно ответить, я ведь еще никого не слушал.Перед выступлением не могу слушать. Но своим исполнением я удоволетворен.
2.М.С.- Почему ты принял участие в конкурсе?
М.Ж. - На гобое я уже закончил обучение в консерватории, но продолжаю еще обучение на фортепиано. Мне давно хотелось сыграть перед публикой и принять участие в каком-то важном музыкальном мероприяти. Я хотел принять участие в Мюнхенском конкурсе, но у меня не получилось.
3.М.С.-Ты считаешь Пражский конкурс важным и солидным конкурсом?
М.Ж. -Безусловно, один из немногих, и поэтому я принял в нем участие.Уже судя по степени сложности программы отборочного тура, коннкурс важный, сложный и очень ответственный. В Мюнхенском я не смог принять участие , хотя и прошел по отбору,но у меня были проблемы с руками.
4.М.С. -От кого ты узнал о Пражском конкурсе?
М.Ж.-В консерватории.Там где я обучаюсь, многие студенты участвуют во всевозможных конкурсах. Узнав о том,что в Праге будет конкурс я быстро к нему подготовился.
5.М.С. - Где и укого ты учился?
М.Ж.- На гобое я учился в Новосибирске в специальной школе у Анатолия Матвеевича Тарана , которому очень признательный.Там же играл в камерном ансамбле и юношеском симфоническом оркестре под руководством Владислава Янковского.Потом я уехал в Берлин где учился в гимназии у Глецнера. В Фрайбурге учился у Х.Холигера, но когда Х. Холигер ушел на пенсию я переехал в Женеву и учился у профессора Мориса Бурга.
В беседах между выступлениями с педагогами музыкальных академий Германии и Франции об участниках конкурса , многие высоко оценивали Михаила Журавлева и предполагали , что он мог бы стать одним из лауреатов.Но второй тур ,который он играл после 22.00 часов, изнурил его ожиданием и было видно,что в таком позднем времени было ему утомительно играть.
6.М.С.- Как ты себя чувствуешь после выступления во 11 туре.Доволен ли ты своим выступлением?
М.Ж.- Программа была сложная и позднее вечернее время меня изнурили, ак тому, я почти целый день ничего не ел.Но в целом я сыграл удачно.
7. М.С.- Что ты можешь сказать о большом участии гобоистов, представителей Азиатского континента?
М.Ж. -Последние десятилетия музыканты Японии , Китая,Тайваня, Кореи составляют большую конкуренцию не только в Европе , но и США и других развитых странах.У них происходит процесс обновления и переход от своих традиционных национальных школ на европейскую классическую и естественно на европейские способы игры. Они очень трудолюбивы и конкурентноспособны.
8.М.С.- Что ты приобрел, приняв участие в конкурсе?
М.Ж.- Даже если я не поступлю на третий тур ,всегда буду считать участие в конкурсе своим успехом и полезным в своей дольнейшей карьере.Ведь участие в конкурсе «Пражская весна -2008» единичный случай в моей жизни , который я использовал в полной мере.
9.М.С. --Почему ты дал предпочтение обучению в Женеве перед Москвой.
М.Ж.- Это мое личное и его трудно объяснить. В России много хороших музыкантов , педагогов. Холигер и Бург -это великаны в гобойном мире и этим все сказано.Это и традиция, и школа и иной подход.
10. М.С.- Как ты думаешь, какие позиции сейчас занимает в мире российская духовая инструментальная школа?
М.Ж.- Посмотрите сколько российских музыкантов уже прошло курс обучения и стажировку на Западе.Сколько духовиков работает в разных странах мира как солисты, оркестранты, педагоги.Многие вернулись и успешно работают как музыканты и педагоги в России.И это очень важно, потому что они познали опыт и методы обучения иных школ и обучают этому своих учеников.Россия всегда от этого будет иметь только пользу.
М.С.- Большое спасибо за разговор и желаю тебе больших творческих успехов
11.05.2008 в Праге Михаил Севрук

Разговор с кларнетистом участником ММК «Пражская весна -2008» Валентином Урюпиным

6. června 2008 v 10:02 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
В международном музыкальном конкурсе «Пражская весна -2008» принял участие известный российский кларнетист, молодой дирижер Валентин Урюпин.Он является лауреатом нескольких международгых конкурсов и активно ведет концертную деятельность как в России так и зарубежом.После первого тура конкурса в беседе он с охотой ответил на ряд вопросов, касающихся современной школы кларнета, направлений и самого конкурса.
1.Михаил Севрук- Валентин, ты являешся лауреатом нескольких международных конкурсов, известным кларнетистом, почему ты решил принять участие и в «Пражской весне»?
Валентин Урюпин - К сожелению хочу сказать ,что сегодня единственный способ сделать карьеру, это участвование в международных конкурсах. Лично считаю, ездить на конкурсы для духовика в том числе для кларнетиста престижное мерориятие, и поэтому стараюсь не пропускать крупных международных музыкальных событий.Полгода назад я стал лауреатом на Женевском конкурсе,который был очень престижный, а в Праге я стал лауреатом юношеского конкурса -меня сдесь очень тепло принимали ,вот поэтому было сложно отказаться от удовольстия приехать на ММК «Пражская весна 2008».
2.М.С.- Как тебя сейчас тебя прнимают В Праге, какое отношение к тебе как к сопернику?
В.У.- Я думаю что меня принимают как и всех остальных,публика она везде разная.Но для конкурса как мне кажется принимают тепло и даже более чем достаточно.
3.М.С.- Раскажи немного о своей поступи на музыкальном поприще?
В.У.-Я родился на Украине в маленьком в городе Лозовая Харьковской области.Начал учится игре на кларнете в возрасте 9 лет.
В 2004 г. с отличием окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе доцента Е. А. Петрова и поступил в его же класс в МГК.Вот собственно у него я закончил школу и учюсь в консерватории. Паралельно кларнету я начал изучать дирижирование и в этом году буду делать вступительные экзамены на оперно - симфоническое дирижирование.
4.М.С.-Что ты можешь сказать об уровне конкурса?
В.У.- Перед выступлением я не слушал никого,может быть сегодня послушаю.Я стараюсь не слушать.На конкурсах такого сильного уровня как Мюнхенский, Женевский,Пражский общий уровень участников одинаковый.Среди остальных есть несколько десятков просто хороших кларнетистов,и 10,15, претендентов на финальные призовые места.Между ними происходит главное состязание,как в спорте или балете на льду.Практически это студенты видных европейских музыкальных учебных заведений где профессиональный уровень профессоров и студенов традиционо имеет высокий стандарт.
5.М.С.- Какое отношение у тебя сложилось к чешской кларнетовой школе?
В.У.- Я знаком с несколькими чешскими кларнетистами по конкурсу в Женеве.Помню что там участвовал очень хороший кларнетист Даниел Свобода, но он не пршел на какой-то тур, я не помню какой, но он в общем себя показал как хороший музыкант.Конкурс, вообще то -лотерея и наперед трудно предсказать ,что будет.Потом Карел Догнал- он в Москве проводил мастер-класс, а еще ряд молодых исполнителей с которыми принимал участие в конкурсе «Концертино Прага».
6.М.С.-Какие отличительные черты нашей отечественной кларнетовой школы и чешской?
Мне кажется, что чешская и русская школа игры на кларнете близки.Во всяком случае в отличие от итальъянской школы, которая проповедует маленький и тонкий звук без каких-либо динамических горадаций, наши школы подобны и им характерны большие динамические горадации между звуком, что как мне кажется интересней для слушателя так и для самого исполнителя.Коренной разницы между школами не вижу,ведь наши страны несколько десятков лет имели достаточно тесные культурные связи и обменивались опытом.
7.М.С.- В последнее время на международных конкурсах наблюдается большая активность музыкантов из стран Азийского континента -Японии, Кореи, Китая, Тайваня идр.Как ты думаешь,с чем это связано?
В.У.- У них этот продъем происходит подобно как происходил несколько десятков лет назад у нас с фортепианной и скрипичной школой.Они много учаться у нас русских и у Европы и выделяют для этого большие средства.Три месаца тому назад я был в Японии с концертом и давал мастер-класс.Это был не Токио а небольшой город.Мне понравился их приступ и подход к изучению.Они рациональны, сосредоточены и уважают дело за которое берутся.Учатся много с интересом и от свех по-немножку,что на мой взгляд один из лучших способов научиться хорошо играть.
8.М.С.- Дирижирование-это серьезно или хобби ?
В.М.- Концертная деятельность многих видных музыкантов связанная с оркестром и выдающиеся музыканты рано или позно ставали за дирижерский пульт к примеру:Д.Ойстрах,М.Ростропович, Ш.Мюнш,В.Спиваков,В.Ашкинази и др.В свои годы я проиграл почти весь кларнетовый материал.И что далее? В дирижерской практике я вижу более широкую перспективу для творческой деятельности. Оркестровое музыкальное наследие настолько богатое, что одной жихзни не хватит чтобы его исполнить. В какоето время я почуствовал что оркестр это то к чему у меня лежит душа. Ддирижировать оркестром -смысл моей жизни.
Разговор записал в Праге 09.05.2008 Михаил Севрук

Разговор с гобоистом лауреатом первой премии ММК «Пражская весна -2008» Иваном Подъемовым

6. června 2008 v 8:57 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Лауреатом 60-го международного музыкального конкурса «Пражская весна -2008» в категории гобой стал двадцатидвухлетний гобоист Иван Подъемов из России, студент Женевской консерватории. Второе место занял гобоист из Франции Эммануэл Лавилле.Третье место разделили чех Ян Соучек и француз Филипп Тондре.К участию в конкурсе были приглашены 56 гобоистов, но участвовало 42. В категории кларнет было допущено к участию в конкурсе 62 исполнителя , участвовало 56. Из страран СНГ были отобраны гобоисты: Филип Нодель(Астапенко), Михаил Харигин, Иван Подйомов, Светлана Устачева, Михаил Журавлев-Российская федерация, Юрий Хвостов -Украина, Георгий Гванселадзе-Грузия. В категории кларнет от Российской федерации - Ирина Догуева, Дмитрий Лупачев и Валентин Урюпин.Лауреатом конкурса в категории кларнет стал Флорент Шарпентьер -Франция , | второе место Ирвин Вэрыш -Чешская республика, третье место Яна Лагодна -Чешская республика
Иван Подъемов- молодой российский гобоист лауреат первой премии международного музыкального конкурса «Пражская весна -2008». Обладает огромной шкалой звуковой палитры и высоким исполнительским уровнем. На протяжении всех туров конкурса показал себя как зрелый , стабильный музыкант-виртуоз,обладающий огромным потенциалом энергии, безукоризненный интерпретатор как классической так и современной музыки.Его исполнение конкурсной программы были характерны цельностью и доконченностью.Динамика довольно гибкая от рр до ff .Исполняя финальную программу с оркестром в высшей мере раскрыл содержание произведений.Звук его гобоя парил над оркестром заполняя и те самые отдаленные уголки концертного зала.
Интервью с российским гобоистом Иваном Подъемовым - лауреатом первой премии международного музыкального конкурса « Пражская весна - 2008».
1. Михаил Севрук -Иван, расскажи пожалуйста о себе, где ты родился , как ты пришел к гобою, где получил образование?
Иван Подъёмов: Родился в Архангельске.Потом, когда мне исполнилось четыре года, наша семья переехала в Москву, там мой отец получил работу,а в шесть лет мама отвела меня в школу им.Гнесиных.Сначала она хотела, чтобы я занимался на фортепиано, но директор школы отговорил нас и сказал ,что фортепиано малоперспективный инструмент для творческой каръеры.Он сказал, чтобы мы выбрали какой-нибудь духовой инструмент.Все было очень просто, мама ответила ,что больше всего ей нравится гобой .Сейчас я студент заочного отделения института .им.Гнесиных, а на стационаре занимаюсь в Женевской музыкальной консерватории у Мориса Бурга.
2. М.С.- Почему ты решил принять участие в ММК «Пражская весна- 2008».
И.П. -Да..., конечно...,это очень сложно.Просто потому,что у меня не так много концертов и нет иного выхода. А играть нужно.Прежде всего, чтобы приобрести опыт , практику и мастерство.Выходя на сцену, очень важно почувствовать контакт с публикой.На мой взгляд, только на сцене музыкант становится профессионалом.
3.М.С.- Как ты квалифицируешь степень и уровень конкурса.
И.П- Что касается самого конкурса,то ММК «Пражская весна- 2008» , наряду с Женевским и Мюнхенским, является самым ответственным. Судя по критерию отбора и по той программе, которую претенденты в кандидаты к участию в конкурсе должны были представить на аудио записи,конкурс является очень сложным, солидным и престижным.
4. М.С. -Известно ,что Морис Бург - один из самых известных гобоистов и педагогов современности.Что ты можешь сказать о его методике преподавания?
И.П.- Безусловно, Морис Бург -это один из лучших педагогов и гобоистов нашего времени. Я мечтал у него учиться.На мой взгляд занятия у него в классе проходят очень интересно.Он почти не уделяет внимания технологии, если нет больших проблем.А наоборот уделяет музыке и содержанию.Профессор ведет студентов к собственному восприятию и интерпретации произведения. Технологии уделяет внимание лишь тогда ,когда у студента недостаточная подготовка, и если студент не может себя в полной мере воплотить. Тогда начинается поиск и анализ причин - дыхание, постановка , подбор тростей и другие факторы ,которые необходимы для успешной игры.
5. М.С. - Что ты можешь сказать об отличительных чертах русской и западной исполнительской духовой школы?
И.П.- В школе, где я в настоящее время учусь, у Мориса Бурга, очень много внимания уделяется деталям и тонкостям музыкального произведения, фразированию, динамике ,артикуляции, общей целостности формы и содержанию пьесы , а также самой интерпретации.В России практически этим никто не занимается , а больше внимания уделяется практической игре, выступлениям на сцене и умению представляться перед публикой, что в свою очередь тоже немаловажно.
6. М.С. -Твое отношение к индувидуальным занятиям , тростям, к инструменту.
И.П. - У меня французский гобой фирмы «Ригута», вполне хороший инструмент, который дает возможность исполнять музыку разных эпох и технических возможностей.Трости я делаю сам.С камышом сейчас проблем не существует. Единственное - это терпение и трудолюбие.Ведь вам никто не сделает трость лучшую, чем сам для себя.Следует ежедневно уделять внимание занятиям на инструменте. Это зависит от того, какие есть запланированные концертные выступления ,конкурсы,экзамены...
7. М.С.- Сколько времени тебе потребовалось для подготовки репертуара к конкурсу?
И.П.- При подготовке к любому конкурсу необходимо готовиться заблаговременно. Ведь на всех конкурсах программа состоит из большого репертуара.Обучаясь в школе и в институте им.Гнесиных я кое- что уже играл, но основная подготовка проходила в Женеве под руководством моего педагога Мориса Бурга.
8. М.С.- Произведения каких авторов ты больше всего исполняешь?
И.П.- С оркестром очень люблю исполнять концерты В.А.Моцарта и Рихарда Штрауса .С камерной музыки, наиболее близок конечно Р.Шуман, а точнее «Три романса для гобоя».Есть очень много французской музыки, как старинной так и модерной. Особенно хотелось бы отметить то, что гобой, конечно, прежде всего старинный инструмент с огромным количеством интересного репертуара. Это мне особенно близко.В России этот репертуар, к сожалению, недоступен, и следовательно нет возможности его исполнять.
9. М.С. - Как ты думкешь,с чем связан недостаток классического и современного репертуара в России?
И.П.- Мне кажется, что у нас все еще делается по старинке.Недостаточная коммуникация на уровне школ, профессуры. Коммуникация, в свою очередь, отсутствует от незнания европейских языков. Музыканты, которые учились за рубежом это подтвердят . В России выпуск нот налажен ,но существует проблема с изданием и приобретением иностранной литературы.
10. М.С .-Какое у тебя сложилось впечатление о прошедшем Пражском конкурсе, о чешской музыке и музыкантах?
И.П.- Конкурс прошел профессионально, организованно и на очень высоком уровне.Что касается чешской музыки ,то я играл современное произведение Ярослава Пеликана, и честно говоря, я не очень люблю такие пьесы. Чешские музыканты, безусловно, занимают в мире видные позиции. Они активно принимают участие во многих международных конкурсах и у них традиционно музыка на высоте.Оркестр, на финальном выступлении, играл хорошо ,но мне не хватало контакта с ним, и сложилось впечатление ,что оркестр не всегда следовал меня и отдавал меньше энергии, чем хотелось бы.
11. М.С. -Какое было ощущение, когда прозвучали последние аккорды финального выступления и публика аплодировала и не отпускала тебя со сцены?
И.П.- Ощущение радости от успешного выступления и то, что все уже кончилось.Выступление с оркестром перед публикой, да еще конкурсное выступление требует много физических сил, умения сосредоточиться и мастерства.
12. М.С. -Что ты лично приобрел для себя, пройдя отбором и тремя турами конкурса, став лауреатом первой премии в категории гобой престижного международного конкурса «Пражская весна -2008» ?
И.П. - Конечно...Как же?Ничего лучшего и нельзя было ожидать.Каждый музыкант будет безмерно счастлив, добившись такого успеха. Это случилось и со мной.
13.М.С. - Чтобы ты хотел пожелать молодым начинающим студентам , которые хотят стать профессиональными музыкантами?
И.П.-Что бы я хотел сказать? Быть честным самим с собой, трудолюбивым и не строить иллюзий, что все само придет.Само ничего не приходит, все нужно брать и добиваться очень дорогой ценой, которая у каждого своя.
Разговор записал в Праге 14.05.2008 Михаил Севрук

Міжнародный музичний конкурс «Празькая весна - 2008»

4. června 2008 v 11:36 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Міжнародний фестиваль та конкурс «Празька весна-2008».
З 12 травня по 4 червня в Празі проходив 63-й Міжнародний музичний фестиваль «Празька весна» і 60-й Міжнародний конкурс виконавців гри на духових інструментах в категорії гобой і кларнет.Фактично конкурс почався раніше, ніж сам фестиваль і жеребкування відбулося 7 травня. Перший тур конкурса виконавців в категорії гобой проходив 8-9 травня, а в категорії кларнет 9-10 травня. На урочистому відкритті, за традицією, учасники вшанували пам'ять видатного чеського композитора, диригента і піаніста Бедржиха Сметанy.
Прага - старовинне європейське місто, яке має багато історичних пам'якок. Це одине із міст, де сама архітектура та атмосфера міста пов'язана з діяльністю визначних музикантів і композиторів минулого: Й.Мислівечка, В.А. Моцарта, З.Фібіха, Б.Сметани, А.Дворжака та інших.. Міжнародний музичний фестиваль «Празька весна» був заснований у 1946 році і являється одним із представницьких і престижних музичних подій в Європі і світі. В ньому брали і беруть участь видатні музиканти, співаки, диригенти, а також найвідоміші симфонічні і камерні оркестри світу. Програми фестивальних концертів складаються з творів світової класики, а також з творів сучасних композиторів. Запрошення брати участь в концертах «Празька весна» в різні часи отримували видатні виконавці , які досягли найвищого рівня майстерності: піаніст- Святослав Ріхтер, диригент - Герберт фон Караян, скрипаль - Давид Ойстрах, віолончеліст і диригент - Мстислав Ростропович, диригенти -Генадій Рождєствєнський, Юрій Тімерканов та інші. В цьому році на празькому фестивалі з концертними програмами виступили: симфонічний оркестр радіо Бі-бі-сі (ВВС) під керівництвом Їржі Бєлоглавка, симфонічний оркестр Петроградської філармонії під керівництвом Юрія Тімерканова, ряд відомих музикантів світу і лауреатів міжнародних конкурсів: Aльфред Брендел, Віталій Берзон - фортепіано, Нігел Кеннеді - скрипка, Эдіта Груберова - сопрано, Криштоф Эсс -валторна та інші.
Міжнародный музичний конкурс «Празькая весна - 2008» проходив в категорії - гобой і кларнет.
«Празька весна» - це один із небагатьох конкурсів і фестивалів, де молодь отримує шанс шляхом важкої конкурентної боротьби досягнути найвищих позицій на сцені світової музики. Перед фестивалем прходить міжнародний конкурс молодих виконавців, фінал якого співпадає з фестивалем «Празької весна».В цьому році, шляхом анонімного прослуховування аудіо записів, до участі в конкурсі були відібрані 57 гобоїстів, загалом прийняли участь тільки 42. В категорії кларнет було відібрано 62 виконавці ,брали участь 56. З країн СНГ були відібрані гобоїсти: Філіпп Нодель(Астапенко), Михайло Хакригін, Іван Подйомов, Світлана Устачова, Михайло Журавльов - Російска федерація, Юрій Хвостов -Україна, Георгій Гвантселадзе - Грузія. В категорії кларнет від Російскої федерації - Ірина Догуєва, Дмитро Лупачов і Валентин Урюпін. Безсумнівно, велика кількість виконавців була представлена европейськиим континентом : Австрія, Болгарія, Німеччина,Франція, Іспанія , Ізраїль, Італія, Польща , Росія, Чехія. Слід зазначити, що в останні роки велику зацікавленість до конкурсу «Празька весна» проявляють представники Кореї, Японії, Китаю, Тайваня. Вони хоч і не займають лауреатських місць, але досягають значних результатів. В конкурсі приймали участь також представники американського континенту і Австралії.
Конкурс в Празі - це подія, де збираються музиканти різних шкіл і напрямків ,щоб підсумувати развиток сучасних трендів в області інтерпретації, досягнення виконавської техніки, музичної літератури і, звичайно, позмагатися.Багато хто з виконавців вже знайомий з інших конкурсів. Підсумовуючи хід конкурсу на основі прослуховування великої кількості учасників, слід відзначити, що з кожним конкурсом якість виконання , техніка, виразні можливості та в цілому і сама інтерпретація досягли високого рівня. Молоді виконавці вивчають велику кількість творів різноманітного характеру, напрямку і епох.У завзятій боротьбі першого туру конкурсу молоді музиканти показали свою майстерність , виконуючи твори, вибрані для конкурсу. У складній ситуації було також і жюрі при відбору кандидатур на другий тур.

Міжнародный музичний конкурс «Празькая весна - 2008» - гобой

4. června 2008 v 11:28 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Міжнародный музичний конкурс «Празькая весна - 2008» - гобой
ГОБОЙ
Склад жюрі в категорії гобой:
Томас Індермюле - Швейцарія - голова
Жан -Луї Капецалі - Франція
Ричард Кіллмер -США
Клаус Лінбахер -Австрія
Збинєк Мюллер - Чеська республіка
Іван Секвардт - Чеська республіка
Ган д' Вріес - Голандія
Конкурсна програма в категорії гобой
До відбіркового туру в категорії гобой учасники повинні були додати не монтований звукозапис (CD або мінідиск ), означений паролем.
1. Eugène Bozza: Fantaisie pastorale (1. і 2. частина) /Leduc/
2. Malcolm Arnold: Fantasy for Oboe, op. 90 /Faber Music Ltd./

I.Тур
1. J. S. Bach: Partita a moll, BWV 1013 (тільки Allemandа і Courantа) /G. Henle Verlag/
2. Robert Schumann: Drei Romanzen, op. 94 - Romance №. 1 і 2 /Peters/
3. Nikolaos Skalkottas: Concertino pro hoboj i klavír /Margun Music/
II.тур
1. Твір написаний для MМК ПВ 2008 (автор Jaroslav Pelikán)
2. Один із творів на вибір кандидата
Antal Doráti: Cinq pièces pour le hautbois (частина1, 3 і 5) /Boosey & Hawkes/ або
Luciano Berio: Sequenza VII /Universal Edition/ або
Benjamin Britten: Six Metamorphoses after Ovid, op. 49 /Boosey & Hawkes/ або
Karlheinz Stockhausen: In Freundschaft /Ed. Stockhausen/
3. Один із творів на вибір кандидата :
Klement Slavický: Suita pro hoboj i klavír /Supraphon/ або
Henri Dutilleux: Sonáta pro hoboj i klavír /Leduc/ або
Pavel Haas: Suita pro hoboj i klavír /Bote & Bock/ або
André Jolivet: Serenáda pro hoboj i klavír /Billaudot/
Зазначені твори тільки рекомендовані.

III. тур - проходив у співучасті з оркестром Плзеньскої філармонії , диригент Їржі Малат
Програма :
1. W. A. Mozart: Koncert C dur pro hoboj і orchestr, K. 314 (також каденциії до кажної частини) /Boosey & Hawkes/
2. Bohuslav Martinů: Koncert pro hoboj і malý orchestr H. 353
( Ггра напам'ятьу фіналі обов'язкова)

ДО ДРУГОГО ТУРУ КОНКУРСУ В КАТЕГОРІЇ ГОБОЙ ПОСТУПИЛИ:
Гроссо Йоганнес - Франція
Христов Петар - Болгарія
Гулман Фредерікa - Німеччина
Хо Еун Янг - Корея
Лавілле Еммануел - Франція
Мін Янг Парк - Корея
Подйомов Іван- Росія
Соучек Ян - Чехія
Тондре Філіпп - Франція
Вакакі Майу - Японія
Ю Тінг -Чао - Тайвань
Журавльов Михайло - Росія
ДО ТРЕТЬОГО ТУРУ В КАТЕГОРІЇ ГОБОЙ ПОСТУПИЛИ:
Лавілле Еммануел - Франция

Подйомов Іван - Росія

Соучек Ян - Чеська республіка

Тондре Филипп
КАНДИДАТИ, ЯКІ НЕ ПОСТУПИЛИ ДО ТРЕТЬОГО ТУРУ РОЗМІСТИЛИСЯ В
СЛІДУЮЧОМУ ПОРЯДКУ:

5- Тінг-Чао Ю - Тайвань
6-Христов Петар -Болгарія
7- Вакакі Майу -Япония
8- Журавльов Михайло -Россия
9-МінЙонгПарк - Корея
10-Хо Еун Янг - Корея
11- Гроссо Йоганнес -Франция
12- Гулман Фредерікa - Германия

Третій турміжнародного конкурсу«Празька весна -2008» проходив в концертному залі «Рудольфін»у вівторок 13.5.2008року всупроводі симфонічного оркестру Плзеньської філармонії, диригент Їржі Малота з конкурсною програмою:
W. A. Mozart: Koncert pro hoboj a orchestr C dur, KV 314
Bohuslav Martinů: Koncert pro hoboj a malý orchestr, H 353
Лавілле Еммануел - Франція
Тондре Філіпп - Франція
Соучек Ян- Чехія
Подйомов Іван- Росія
Результати конкурсу «Празька весна -2008» в категорії гобой:

1. місце -Іван Подйомов - Росія


2. місце - Эммануэл Лавилле - Франція


3. місце - Ян Соучек - Чеська республіка

Філіпп Тондре -Франция


почесний диплом - Петар Христов -Болгарія

Вакакі Майу - Японія

Тінг-Чао Ю - Тайвань

Премія надації Чеського музичного фонду за найкраще виконання твору , написа- ного для ММК «Празька весна - 2008»

Вакакі Майу -Японія

Премія надації Богуслава Мартіну за найкраще виконання Концерту для гобоя і малого оркестру

Іван Подйомов -Росія

Премія Густава Малєра найкращому фіналісту всього конкурсу
Філіпп Тондре - Франція


Міжнародний фестиваль та конкурс «Празька весна-2008» - кларнет.

4. června 2008 v 11:20 | Michal Sevruk/Михайло Севрук
Міжнародний фестиваль та конкурс «Празька весна -2008».
КЛАРНЕТ
Склад жюрі в категорії кларнет:
Їржі Главач - голова -Чеська республіка
Ганс-Христіан Брлін -Норвегія
Едуард Бруннер - Швейцарія
Аллесандро Карбонаре -Iталія
Мішель Летьек - Франція
Юйї Мурай -Японія
Вальтер Вітек - Чеська республіка
Конкурсна програма в категорії кларнет
Довідбіркового туру в категорії кларнет, учасники повинні були додати не монтований звукозапис (CD або мінідиск ), означений паролем
Claude Debussy: Première rhapsodie, op. 48

I.тур (напам'ять)
1. C. M. von Weber: Grand duo concertant pro klarinet і klavír, op. 48 (2. і 3. частина) /Peters/
2. Claude Debussy: Première rhapsodie, op. 48 /Leduc/

II.тур
1. Одна з сонат на вибір кандидата:
Johannes Brahms: Sonáta pro klarinet і klavír f moll, op. 120 č. 1 /Peters/ або
Sonáta pro klarinet і klavír Es dur, op. 120 č. 2 /Peters/ або
Camille Saint-Saëns: Sonáta pro klarinet i klavír Es dur, op. 167 /Leduc nebo Peters/
Один із творів на вибір кандидата:
2. Malcolm Arnold: Sonatina pro klarinet і klavír, op. 29 /Lengnick/ або
Leonard Bernstein: Sonáta pro klarinet і klavír /M. Witmark and Sohns/ або
Alban Berg:Čtyři kusy pro klarinet і klavír ,op.5 /Universal Edition/ або
Miloslav Ištvan: Sonáta pro klarinet і klavír /Panton/
3. Твір написаний для MМК ПВ 2008 (автор Karel Husa)
Наведені твори тільки рекомендовані.

III.тур
1. W. A. Mozart: Koncert pro klarinet і orchestr A dur, K. 622 /G. Henle Verlagили
Breitkopf/
2. Один із творів на вибір кандидата:
Jean Françaix: Tema con variazioni pro klarinet і 11 smyčců /Eschig/ или
Ondřej Kukal: Clarinettino pro klarinet і smyčce, op. 11 /Editio Bärenreiter Praha/
До другого туру конкурсу в категорії кларнет поступили:
Дуча Антоніо - Італія
Фанг Боран -Китай
Галавиц Габор - Угорщина
Шарпент'є Флорент - Франція
Лагодна Яна - Чехiя
Леппаніемі Оллі -Фiнляндiя
Уекава Шiго -Японiя
Вeниш Ірвін - Чехія
Вауве Аннеліен Ван -Бельгія
Вік Сванте - Швеція
ДО ТРЕТЬОГО ТУРУ В КАТЕГОРІЇ КЛАРНЕТ ПОСТУПИЛИ:
Шарпент'є Флорент -Францiя
Лагодна Яна-Чехія
Вениш Ірвін-Чехія
КАНДИДАТИ, ЯКІ НЕ ПОСТУПИЛИ ДО ТРЕТЬОГО ТУРУ РОЗМІСТИЛИСЯ В
СЛІДУЮЧОМУ ПОРЯДКУ:
4- Леппаніемі Олліи
5- Дуча Антоніо
6- Вік Сванте
7- Канеко Таіра
8- Уекава Шіхо
9- Галавіц Габор
10- Фанг Боран
11- Вауве Аннеліен Ван
Третій тур Міжнародного конкурсу «Празька весна -2008» проходив у концертному залі «Рудольфін»у вівторок 14.5.2008року в супроводі Празького камерного оркестру, диригент Ярослав Кизлінк.
Результати конкурсу «Празька весна -2008» в категорії кларнет:

1.місце - Флорент Шарпент'є -Франція

2.місце - Ірвін Вениш - Чехія
3.місце -Яна Лагодна -Чехія
Почесний диплом
Антоніо Дуча -Італія
Оллі Леппаніемі -Фінляндія
Сванте Вік -Швеція
Премiя надації Чеського музичного фонду за краще виконання твору, написаного для ММК «Празька весна - 2008»
Яна Лагодна -Чехія
Премія професора Владіміра Ржигиза найкраще виконання твору
Ірвін Вениш - Чехія